За птицей кецаль

ПРОЛОГ К ПУТЕШЕСТВИЯМ

, покончившей с тридцатилетней диктатурой генерала Порфирио Диаса, поддерживаемого буржуазно-помещичьей олигархией, реакционным духовенством и военщиной.

Идеологи режима, руководствуясь фальшивым тезисом о неспособности мексиканцев превратить свою страну в высокоразвитое государство (идеалом для Диаса была Франция), считали, что только с иностранной помощью, заимствуя культуру европейских стран и США, Мексика сможет рассчитывать на более или менее сносное существование. Отсюда антинациональная внешняя и внутренняя политика. Страна была открыта для проникновения иностранного капитала. Любое неповиновение масс жестоко подавлялось. Серьезнейший удар был нанесен индейским общинам — главным очагам индейской самобытности. Индейские народы подвергались жестокому национальному гнету. Их пытались «растворить» путем метисации. Расовая политика диктатуры была направлена на закрепление за креолами всех руководящих постов в государстве. Об этом свидетельствовал и состав правящей группировки.

Революция содействовала созданию более благоприятных условий для участия индейцев в экономической и культурной жизни страны и при всей половинчатости ее результатов ослабила напряжение и антагонизм в национально-расовом вопросе.

Противоречия между индейскими и испанскими компонентами мексиканской нации были несколько смягчены. Тем не менее национальная проблема остается одной из основных в современной Мексике, затрагивая все стороны жизни страны: экономику, политику, культуру. Мексиканские прогрессивные силы выступают за решение «индейского вопроса» путем проведения в стране кардинальных социально-экономических преобразований.

Крупнейшие представители мексиканской интеллигенции, думая о будущем своей страны, постоянно обращаются к «индейской теме». Древние индейские художественные традиции, преломленные в современной эпохе, оживают в творчестве всемирно известных писателей и поэтов М. Асу-элы, К. Фуэнтеса, О. Паса, художников — Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. А. Сикейроса, X. Гонсалеса Камарены, X. Чавеса Морадо, А. Гарсии Бустоса, композиторов — М. М. Понса, К. Уисара, Л. Санди.

«Индейский мир» в Мексике проявляется на каждом шагу—и в географических названиях, и в культурных традициях, и в традициях быта, и в хозяйственной деятельности.

Итак, мы решили посетить главные археологические зоны страны, расположенные в центральных и юго-восточных районах Мексики, где живут наиболее многочисленные индейские народы. «Археологические зоны» — эти музеи под открытым небом — комплексы древних пирамид и других сооружений, которые притягивают миллионы мексиканцев и служат своеобразной школой мексиканского патриотизма. Силуэт пирамиды на фоне мексиканского пейзажа стал символом не только прошлого величия страны, но и символом надежды ее народа на лучшее будущее своей родины.

Нефтяные вышки — это символ современной Мексики, отстаивающей свою экономическую независимость. Эти два символа как бы представляют лицо сегодняшней Мексики.

12[3]4
Оглавление