![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|||
|
![]() |
За птицей кецальВ НИЗОВЬЯХ ГРИХАЛЬВЫВернувшись в Вилья-Эрмосу, мы стали готовиться к обратному пути. Решили направиться по шоссе Вилья-Эрмоса—Комалькалько, идущему на северо-запад, в сторону залива. Нас интересовали плантации какао. Именно о какао в Комалькалько писал журнал «Сьемпре»: «Усилия многих, доход немногих». До появления европейцев в Америке какао культивировали только в Мексике, хотя дикие родоначальники культурно- го какао распространены по всей Центральной и Южной Америке от 18° с. ш. до 15° ю. ш. Позднее культура какао распространилась в тропические районы Азии и Африки. Однако родина какао не могла выдерживать конкуренции со стороны Бразилии и некоторых других стран, в результате чего площади под этой культурой постепенно сокращались. Аналогичное положение сложилось и с производством бананов. Об этом напомнили промелькнувшие за окнами машины полузаброшенные банановые плантации, над которыми кружили туканы, прожорливые птицы с огромными клювами. Местные газеты писали о необходимости возрождения товарного производства бананов и о более эффективной поддержке производителей какао. Кое-какие меры в этом направлении принимались, в частности улучшилась дорожная сеть на побережье залива. Правда, газеты не писали о главных причинах застоя в сельском хозяйстве — незавершенности аграрных реформ, что консервирует феодальные и полуфеодальные пережитки в социальной сфере, недостаточности внимания к решению проблемы безземельных и малоземельных крестьян. Вот и плантации какао в районе Комалькалько. Между деревьями разбросаны выжженные солнцем хижины из осоки. Крестьяне в белых рубашках с длинными рукавами (защита от солнечных ожогов) и в сомбреро, стоя на лестнице-стремянке, шестом раздвигали кроны, что-то в них высматривая. — Какая-нибудь напасть? — Тля,— ответил один крестьянин.— Весь труд может загубить. То водой залило плантации, то новая беда. Оказалось, что это крестьяне-арендаторы, переселившиеся сюда с Мексиканского нагорья. Не имея ничего, кроме своих трудовых рук, они попали в кабалу к спекулянтам — агентам компаний по производству шоколада. Судьба этих крестьян в некоторой мере напоминает судьбу главных действующих лиц кинофильма мексиканского режиссера Серхио Ольховича «Дом на юге», вышедшего на экраны в 70-х годах. Фильм повествует о бедных крестьянах, которым правительственные чиновники предложили переселиться на юг, на лучшие земли,. пообещав поддержку. Но в результате она обернулась закабалением крестьян помещиком на этих «лучших землях» и даже репрессиями со стороны властей. Да, не сладок труд производителей какао, но все же богатые земли Табаско влекут безземельных крестьян из других мест страны, в том числе и с далекого Северо-Запада— родины «зеленой революции».
|
![]() |
|
![]() |
||||
![]() |